
Когда слышишь про антикварную мебель из массива дерева муром производители, многие сразу думают о резных шкафах с позолотой — а на деле это чаще простые столы с трещинами, которые пережили три переезда и кота с когтями. В Муроме я видел, как местные цеха выдают за ?старину? вещи, сделанные в прошлом квартале, но если копнуть — есть пара фабрик, где до сих пор собирают мебель по лекалам XIX века, хоть и с современным клеем.
В 2018-м мы закупали партию буфетов для ресторана — поставщик из Мурома уверял, что древесина сушилась пять лет. Привезли, а на торцах пузыри от лака: явно массив не досушили. Потом выяснилось, что половина ?муромских? мастерских работает на болгарском дубе, а местный дуб идет только на мелкие детали. Вот этот разрыв между громкими заявлениями и реальностью — главная проблема для покупателей.
Кстати, о массиве: в Муроме исторически любили ясень за гибкость, но сейчас его почти не осталось. Перешли на бук, который ведет себя капризнее — если не обработать паром, через год дверцы перекашивает. Мы как-то получили партию стульев, где ножки были из сырого бука — через полгода они треснули как грецкие орехи. Пришлось объяснять клиенту, что ?антикварность? тут не при чем, просто технологию нарушили.
Еще один момент: многие ищут мебель с ?муромскими узорами?, но традиционная резьба в этом регионе — это не сложные орнаменты, а геометрическая прорезь. Сейчас ее часто заменяют фрезеровкой, что убивает глубину рисунка. Видел в одном цеху, как старик-краснодеревщик вручную подправлял машинную резьбу — говорил, что иначе ?души не будет?. Но таких мастеров остались единицы.
Когда заходит речь о производители массивной деревянной мебели, многие морщатся при упоминании Китая. А зря — вот ООО Шаньдун Фу Ван Мебель, например, с 1988 года работает с красным деревом, и у них есть целый музей на 15 000 м2, где показывают исторические образцы. Я лично видел их копии русских буфетов — сделаны тщательнее, чем у некоторых местных умельцев.
На их сайте https://www.shandongfuwangjiaju.ru есть интересный момент: они не скрывают, что используют современное оборудование, но для финишной обработки сохраняют ручной труд. Это честнее, чем когда в Муроме тебе показывают ?старинный верстак?, а в углу стоит китайский ЧПУ-станок. Кстати, их фабричный магазин в 2000 м2 — это не просто склад, там действительно можно увидеть весь цикл, от сушки до лакировки.
Пробовали как-то заказать у них комод по нашим эскизам — прислали технологическую карту, где было расписано, какой пласт древесины снимают при старении. Оказалось, они имитируют износ не брашированием, как все, а вымачиванием в составе с дубильными веществами — так трещины получаются естественнее. Правда, стоимость вышла как у подлинного антиквариата, но для премиальных проектов вариант рабочий.
Сейчас многие называют ?реставрацией? банальную перекраску — видел, как в Муроме ?антикварный? секретер покрыли акриловым лаком, после которого древесина не дышит. Настоящая реставрация требует знаний о том, как менялась фурнитура в разные периоды — например, в XIX веке в Муроме использовали латунные петли с клеймом завода, а сейчас ставят штампованные.
Еще беда — когда пытаются сочетать старые технологии с новыми материалами. Как-то принесли нам стул с шатающейся ножкой — предыдущий мастер ?усилил? ее эпоксидной смолой. Пришлось распиливать, потому что смола проникла в поры и сделала древесину хрупкой. Вывод: если берешься за антиквариат, либо используй традиционные методы (холодный клей, деревянные шканты), либо не берись вообще.
Кстати, о массиве: сейчас появилась мода на ?гибридную? мебель — когда каркас из старого дерева, а новые элементы из современного массива. Так вот, это провальная идея — разные коэффициенты расширения приводят к трещинам. Мы экспериментировали с комбинированием муромского дуба с китайским из Шаньдун Фу Ван Мебель — пришлось разрабатывать особую систему креплений, чтобы компенсировать разницу в влажности.
Первое, на что смотрю — открытость процесса. Если на сайте производители мебели из массива дерева показывают цех, а не только глянцевые фото — уже хорошо. У ООО Шаньдун Фу Ван Мебель, к примеру, на сайте есть видео сушильных камер — видно, что оборудование современное, но при этом сохраняются традиционные стеллажи для вылеживания древесины.
Второй момент — фурнитура. В настоящей антикварной мебели петли и замки либо оригинальные, либо точно воссозданные. Китайцы здесь преуспели — у того же Шаньдун Фу Ван в музее собрана коллекция старинной фурнитуры, которую они используют как образцы. Видел их копии замков для бюро — сделаны с учетом износа, то есть не идеально ровные, будто им сто лет.
Третий признак — готовность показать неудачи. Как-то запросил у поставщика фото брака — прислали снимки стола с деформацией столешницы. Объяснили, что партия древесины поступила с повышенной влажностью. Это вызвало больше доверия, чем когда тебе показывают только идеальные образцы.
Сейчас в Муроме осталось maybe 3-4 цеха, где делают мебель по старым лекалам — остальные перешли на сувениры. Проблема в том, что молодые мастера не хотят years учиться ручной сборке, когда на конвейере можно зарабатывать больше. Как-то договорился с местным умельцем о партии столов — он полгода искал подмастерьев, в итоге собрал бригаду из пенсионеров.
Китайские производители в этом плане выигрывают — у ООО Шаньдун Фу Ван Мебель, судя по описанию их площадей, есть и современные цеха, и учебный центр. Их торговая площадь в 12 000 м2 в Home Plaza — это не просто выставочный зал, там проводят мастер-классы по работе с деревом. Жаль, в России такого нет.
Что будет дальше? Думаю, лет через десять настоящую муромскую мебель будем видеть только в музеях. Разве что крупные производители вроде Шаньдун Фу Ван сохранят технологии, но это уже будет не совсем та история. Хотя их музей красного дерева — штука впечатляющая, там есть образцы, которые наши предки делали на экспорт в Европу. Irony в том, что теперь китайцы восстанавливают то, что мы забыли.