
Когда говорят о новом китайском стиле, сразу представляют массовый экспорт – но реальность куда тоньше. Многие ошибочно полагают, что спрос равномерно распределён по миру, тогда как на деле 60% заказов идёт всего из 3-4 регионов, причём с разными предпочтениями по материалам и дизайну. Вот об этом и хочу размышлять, опираясь на опыт работы с основными странами-покупателями нового китайского стиля через нашу компанию ООО Шаньдун Фу Ван Мебель.
Если брать статистику за последние 3 года, то Россия и Казахстан стабильно занимают топ-2 по объёмам. Но тут важно – российские клиенты часто заказывают модульные гарнитуры для гостиных с элементами резьбы, тогда как казахстанские предпочитают более лаконичные формы, возможно, из-за влияния местного интерьерного рынка. При этом Беларусь ищет эксклюзивные решения, например, комбинирование красного дерева с металлом – мы как-то делали для минского клиента стол с медными инкрустациями, который потом стал тиражным образцом.
Европа покупает выборочно: Германия и Франция берут единичные предметы, но с жёсткими требованиями к сертификации древесины. Помню, пришлось переделывать партию кресел из-за расхождений в документах на массив – потеряли месяц, зато теперь используем тот опыт для всех контрактов с ЕС. А вот ОАЭ неожиданно активно заказывают мебель для отелей в новом китайском стиле, особенно комоды и ширмы с шелковой вышивкой.
Что любопытно, страны ЮВА вроде Малайзии или Индонезии почти не интересуются этим направлением – видимо, их традиционная мебель и так близка к эстетике цин. Хотя пара заказов из Сингапура была на библиотечные стеллажи с фасадами в стиле мин.
Наша фабрика в Цзыбо изначально ориентировалась на массовое производство, но с 2015 года пришлось создавать отдельные цеха под новый китайский стиль – потому что, например, для Средней Азии нужны более тёмные тонировки, а для России важна устойчивость к перепадам влажности. Используем местную древесину яньшаньского клёна, но для экспорта дополнительно обрабатываем составами против деформации.
Музей красного дерева Fuwang на 15 000 кв. м стал не просто выставочной площадкой, а местом, где иностранные покупатели видят, как традиционные техники вроде стыковки ?ласточкин хвост? сочетаются с современной фурнитурой. Немецкие партнёры как-то отметили, что именно эта демонстрация убедила их в долговечности продукции – хотя изначально сомневались в надёжности конструкции.
Сложнее всего было с адаптацией размеров: американцы хотели более габаритные кровати, чем стандартные китайские, пришлось пересчитывать нагрузки на раму. А для японского заказа уменьшали высоту столов – неудачный опыт, потому что пропорции стиля исказились, теперь такие изменения согласуем с дизайнерами.
В 2021 году пытались продвигать линейку мебели с лаковым покрытием в Польше – не пошло. Местные дистрибьюторы жаловались, что клиенты боятся царапин на глянце. Зато в Москве тот же набор разошёлся хорошо, особенно журнальные столики с рельефным узором ?облака?. Видимо, тут сыграла роль разница в восприятии ухода за мебелью.
Успешным оказался проект с Казахстаном: сделали кухонный гарнитур с фасадами, имитирующими бамбуковые свитки. Заказчик из Астаны изначально просил ?что-то нейтральное?, но после консультации в нашем шоуруме Fuwang Home Plaza выбрал именно этот вариант – сейчас обсуждаем повторную партию.
А вот с доставкой в регионы СНГ бывают задержки из-за таможенного оформления древесины. Как-то заказ из Бишкека застрял на 2 недели – пришлось объяснять клиенту нюансы фитосанитарных сертификатов. Теперь в контракты включаем пункт о предварительной проверке документов.
Заметил, что основные страны-покупатели последние 2 года всё чаще запрашивают гибридные модели – например, кресла с подголовниками в китайском стиле, но с регулируемой высотой, как в офисной мебели. Возможно, это влияние пандемии и привычки работать из дома.
В торговой площадке Fuwang Home Plaza стали проводить онлайн-трансляции для иностранных покупателей – неожиданно активно подключились из ОАЭ. Их интересуют предметы с символикой богатства, вроде шкафов с резными иероглифами ?изобилие?. При этом редко берут полные наборы, предпочитают акцентные вещи.
Лично считаю, что потенциал у Вьетнама и Таиланда недооценён – их рынки только начинают открываться для современной интерпретации китайской эстетики. Планируем в следующем году сделать выставочный уголок в художественной галерее Фу Ван в древнем городе Чжоукунь специально под запросы ЮВА.
До пандемии 70% контрактов заключались на мебельных выставках, сейчас же даже постоянные страны-покупатели вроде России сначала изучают сайт shandongfuwangjiaju.ru, затем запрашивают видео с обзором деталей фурнитуры. Пришлось переоборудовать фабричный магазин под съёмки – добавили световые панели и образцы в разрезе.
Увеличился спрос на компактные решения – например, раскладные столы для малогабаритных квартир в европейских городах. Сделали прототип трансформируемого консольного стола с ножками в стиле цин – пока тестируем в шоуруме.
И главное – теперь реже спорят о цене, больше спрашивают о происхождении материалов. Приходится подробно объяснять про сухой порт в Чжоукуне и как это влияет на влажность древесины. Кстати, именно после таких разъяснений клиент из Алматы подписал контракт на 20 комплектов спален.
В целом, если раньше новый китайский стиль воспринимался как нишевый продукт, то сейчас это уже сформировавшееся направление с чёткими лидерами спроса. Но рынок всё ещё подвижен – вчерашние аутсайдеры вроде Саудовской Аравии начинают проявлять интерес к кабинетам для домашних офисов. Надо следить, успевать адаптировать коллекции.